Прежде, чем ответить на вопрос: “зачем участвовать в соревнованиях по ката?”, обратимся к тем задачам, которые мы хотим решить с помощью каратэ.
Основной задачей при занятиях каратэ на начальном этапе является физическое развитие ребёнка
Примем за отправную точку, что основной задачей при занятиях каратэ на начальном этапе является физическое развитие ребёнка. Не будем вдаваться в подробности, примем это как факт. Любой родитель со мной согласится, что хотел видеть своего ребенка сильным, ловким и выносливым. Без физической подготовки говорить о спортивных результатах бессмысленно.
Я использую простой тест, чтобы быстро оценить физическую подготовку ребенка, не прибегая к тестам на отжимания, пресс и т.д. Это упражнение известно всем, оно называется “прыжок в длину с места”. Даже если у вас, как и у меня, в школе на уроках физкультуры не было самой физкультуры, всё равно все сдавали тест “прыжок в длину с места”.
Вспомним, как выполняется это упражнение на 4 счёта.
На раз: вытянуть прямые руки перед собой.
На два: отвести руки назад и одновременно присесть, согнув колени.
На три: сделать взмах руками вперед и одновременно оттолкнуться двумя ногами.
На четыре: приземлиться на “носочки” на полусогнутые в коленях ноги.
Какие основные ошибки делают дети:
На раз: в основном, все справляются, но некоторые умудряются отвести руки назад.
На два: половина детей вместо приседа наклоняются вперед, при этом ноги остаются выпрямленными.
На три: невозможно оттолкнуться на прямых ногах, поэтому дети разгибают спину и отталкиваются одной ногой.
На четыре: приземляются на прямые в коленях ноги и/или на пятки.
Вот так “простое” упражнение оказалось не таким уж и простым. Это достаточно сложное упражнение, требующее координации работы рук, ног и спины.
Важно: я не требую от детей показать данное упражнение, не объяснив и не отработав каждый элемент. Тем не менее, лишь единицы делают полностью правильно.
Важнейшее требование при занятиях физическими упражнениями - умение СЛУШАТЬ тренера и ДЕЛАТЬ задания максимально точно
Единственным средством для развития физических свойств и качеств являются физические упражнения. О каком физическом развитии может идти речь, если ребенок не научился СЛУШАТЬ и ДЕЛАТЬ то, что от него требуется? О каком каратэ может идти речь, если ребенок не отличает толчок двумя ногами и одной ногой?
Если ребёнок не научится ПРАВИЛЬНО отжиматься, то он не сможет развить силу рук, каким бы "ужом" он не извивался.
Одному достаточно один раз показать и рассказать, и он будут стараться сделать правильно. Другому 5, 10, 15 раз покажешь, расскажешь - вроде понял, но стоит только отойти, он будет делать неправильно.
Умение СЛУШАТЬ и ДЕЛАТЬ можно и нужно развивать
Важнейшей задачей тренера при работе с детьми на начальном этапе является развитие умения СЛУШАТЬ тренера и ДЕЛАТЬ задания максимально точно. Эта задача стоит даже выше задачи развития физических качеств, так как физическое развитие невозможно без умения слушать и делать.
“Ну и причём здесь соревнования по ката?” - спросите вы.
Умение СЛУШАТЬ и ДЕЛАТЬ в ката возведено в абсолют, достигает его высшей точки
В ката нет неважных либо менее важных элементов. Важно абсолютно всё: положение рук, ног, спины, таза, головы, направление взгляда. Важно распределение веса собственного тела между точками опоры в стойках, степень “загрузки” ног в стойках. Важно умение переходить из стойки в стойку, переносить вес тела, перемещаться, разворачиваться, при этом сохраняя конструкцию.
Чтобы ката не были просто набором упражнений, а походили на реальный бой, нужно уметь вкладывать силу в удары и блоки, добавлять динамику в перемещения. Степени освоения ката я описал в другой статье. Всё это невозможно, если не “выстроено” тело, если спортсмен “пропускает мимо ушей” рекомендации тренера и не стремится сделать идеально.
Для человека, не знакомого с каратэ “лично”, например, для родителей, ката может показаться набором блоков и ударов в стойках. Это поверхностный взгляд на ката, “верхушка айсберга”.
9/10 в ката - это работа по “выстраиванию” тела, понимание закономерностей и взаимосвязей в работе рук и ног, таза и бедёр, в напряжении и расслаблении мышц, натяжении сухожилий и связок.
Можно делать ката просто хорошо, но чтобы занять 1 место, надо делать его лучше всех
Соревнования - это конкуренция. Конкуренция - двигатель прогресса. Даже человек, не разбирающийся в ката, может оценить, когда ката делает профессионал, полностью контролирующий свои движения и новичок, просто повторяющий схему перемещений.
Спортсмен, занявший 1 место в соревнованиях по ката - это человек, который умеет слушать тренера и делать то, что от него требуется.
Единственно возможный вариант стать лучшим в ката - это самоконтроль.
Чтобы достичь успеха в ката не менее важно умение самостоятельно отслеживать свои ошибки и исправлять их. Я могу ходить всю тренировку: этому ножку поправить, этому ручку, этому голову поставить ровно, этому сказать, чтобы спину не гнул. Но стоит только отойти, либо сделать следующий шаг в ката, ошибки вернуться, если спортсмен не контролирует себя сам.
Самоконтроль - качество, напрямую связанное с умение слушать и делать. На соревнованиях тренер не будет поправлять твою стойку или технику рук, это необходимо научится делать самостоятельно.
Как понять, что ребенок может выступать в соревнованиях по ката?
Простые тесты типа “прыжка в длину с места” используются с детьми младших возрастных групп, начального уровня подготовки. Чтобы научить детей слушать и делать, тренеры используют разработанные методики тренировки.
Прежде, чем готовить детей к соревнованиям по ката, тест “прыжок в длину с места” должен быть пройден минимум на “четверку”.
Но одного этого теста не достаточно, чтобы сказать, что ребенок готов выступать по ката. “Прыжок в длину с места” - это первая ступень. Ребенок должен освоить базовые стойки и технику каратэ, научится ориентироваться в пространстве, выучить схему ката.
Выступать на соревнованиях по ката можно с 8 лет, но есть дети, показывающие неплохой результат и в 7 или даже 6 лет, но это, скорее, исключение.
Так какое значение ката в физической подготовке ребёнка?
Умение слушать и делать, так необходимое в ката, работает и в обратную сторону. Спортсмен, занимающийся ката, учится внимательно относится к деталям и контролировать себя самостоятельно. Что примечательно, это работает в любом возрасте.
Как мы уже выяснили выше, без этих качеств физическое развитие попросту невозможно.
Участвовать в соревнованиях по ката необходимо, чтобы, посредством тренировок, научится уделять максимум внимания к деталям, научится слушать тренера и делать задания максимально точно.
Так для этого можно выступать по кумитэ, зачем нам ещё и ката?
В этом главное отличие от кумитэ - поединков: в кумитэ не оценивается уровень техники. На начальных этапах возможно побеждать за счёт природных данных, особенно когда уровень техники у спортсменов не высок. Победить в ката за счёт природных данных невозможно в любом возрасте.
В кумитэ умение слушать тренера и делать задания максимально точно особенно важно, когда спортсмен достигает определенного возраста и переходит на следующий уровень соревнований, где одних природных данных недостаточно.
Если спортсмен не научился слушать тренера на ранних этапах, то потом сделать это почти невозможно
Я провожу соревнования по ката у себя в зале, как только спортсмен достиг 10 кю, оранжевого пояса. До этого момента он учит “прыжок в длину с места”.
Более опытные спортсмены участвуют в соревнованиях по ката более высокого уровня, так как это отдельная, очень интересная дисциплина.
Надеюсь в ближайшем будущем увидеть больше спортсменов на соревнованиях по ката всех уровней и в различных регионах!
Николай Ардашев
тренер СК "Белый тигр"
22 марта 2023