КАРАТЭ

КИОКУШИН

В ЛИПЕЦКЕ И ОБЛАСТИ

КАРАТЭ

КИОКУШИН

В ЛИПЕЦКЕ И ОБЛАСТИ

Отличия соревнований по ката от экзамена на пояса. Три этапа изучения ката

Из каких элементов состоит ката каратэ Киокусинкай? На что обращать внимание при изучении и отработке ката?

Какие критерии используют судьи для оценки ката на соревнованиях? Как оцениваются ката на экзаменах? В чём сходство и различие соревнований и экзамена?

В статье рассматриваются соревнования по ката с флажковой системой оценки – два спортсмена выполняют ката, судьи определяют победителя путём голосования флажками, как в кумитэ. Метод оценки ката по баллам в статье не рассматривается, но принципы изучения и выполнения ката остаются одинаковыми.

Видео 1 - Соревнования по ката 6 марта 2021 в СК "Белый тигр"

Первый этап – «Текст» и «рисунок» ката

Первое, что изучает ученик – это «рисунок» ката. «Рисунок» – это схема перемещений в ката, последовательность шагов, поворотов, положений ног каратиста.

Большинство ката в каратэ Киокусинкай выполняются на 20 счетов. Если посмотреть сверху, «рисунок» ката напоминает римскую цифру «один», или заглавную английскую букву I. Такая схема во всех ката Тайкёку и Пинан: есть «короткие» дорожки влево и вправо, и «длинные» – вперёд и назад.

Например:
на счёт «ичи» – из положения «йой!» поворот влево на , отставить левую ногу, правая на месте;
на счёт «ни» – шаг вперёд правой ногой;
на счёт «сан» – разворот на 180o по часовой стрелке, левую ногу оставить на месте, правую ногу поставит вперёд;
и так далее.

Каратэ киокусинкай в Липецке

 «Текст» ката – это последовательность стоек, ударов и блоков на каждый счёт.

Например, ката Тайкёку соно ичи:
на счёт «ичи» – стойка Дзенкуцу-дачи с блоком гедан-барай;

Каратэ киокусинкай в Липецке

на счёт «ни» – стойка Дзенкуцу-дачи с ударом сэйкен ой-цуки чудан;

Каратэ киокусинкай в Липецке

на счёт «сан» – стойка Дзенкуцу-дачи с блоком гедан-барай;

Каратэ киокусинкай в Липецке

и так далее.

«Рисунок» многих начальных ката может повторяться, его достаточно выучить 1 раз. «Текст» у каждого ката свой, но многие ката похожи: например, в ката Тайкёку соно сан на счёт «ичи» вместо стойки дзенкуцу-дачи и блока гедан-барай выполняется стойка кокуцу-дачи с блоком учи-укэ. В последующих ката группы Пинан новые элементы добавляются на уже знакомые позиции, что облегчает процесс изучения.

«Рисунок» и «текст» ката можно перенести на бумагу в виде схемы, рисунков, надписей или простого текста. Это может быть полезно для изучения ката на первом этапе. На тренировке, на соревнованиях или на экзамене – ката выполняют по памяти. При самостоятельной отработке можно пользоваться теми материалами, которые у вас есть, чтобы лучше выучить ката.

На соревнованиях

«Текст» и «рисунок» ката – это первый критерий оценки ката на соревнованиях. Здесь всё просто – либо спортсмен знает ката, либо нет.

Ошибки в «тексте» или «рисунке» означают, что спортсмен проиграл. Такие ошибки на соревнованиях не прощаются. Второй попытки не даётся. Чтобы не допустить ошибок и не проиграть, мало хорошо выучить ката. Вы должны быть спокойны, собраны и уверены в себе. Если вы будете волноваться и переживать, то можете допустить ошибки или вообще забыть ката.

На экзамене

Незнание «текста» ката на экзамене означает, что ученик не сдал экзамен. Ката – важная часть экзамена, к экзамену необходимо тщательно готовится. В отличие он соревнований, если вы переволновались и сделали ошибку в «тексте» ката, вам могут дать возможность исправиться.

Выводы по первому этапу

«Текст» и «рисунок» – это «внешняя оболочка» ката. Выучить последовательность стоек, поворотов, блоков и ударов любого ката можно за 15 минут. Первый этап занимает лишь 10% в процессе изучения и отработки ката.

Многие спортсмены ограничиваются изучением «текста» ката и не уделяют должного внимания более важным этапам, описанным далее. Отношение к ката у таких спортсменов соответствующее – поверхностное.

Второй этап – Принципы базовой техники, или «школа» Киокусинкай каратэ

Однажды один ученик спросил меня: «В Киокусинкай каратэ есть соревнования по кумитэ и по ката, а есть ли соревнования по кихону?»

Кихон – это базовая техника, «азбука» каратэ Киокусинкай. Кихон – это удары и блоки, выполняемые в «классических» позициях. Базовую технику сначала учат и отрабатывают на месте – кихон-гейко, а затем в перемещении в стойках – идо-гейко. Правильное выполнение базовой техники – это «школа» каратэ Киокусинкай. Принципы базовой техники описаны мной в соответствующей статье.

Ката состоит из блоков и ударов, выполняемых в «классических» стойках. Позиции меняются по схеме, которая изучается на первом этапе. Соревнования по ката – это и есть соревнования по кихону. Каждый удар и блок в ката должен выполняться правильно – как при изучении и отработке кихон-гейко, с соблюдением принципов базовой техники. Каждая стойка в ката должна выполняться правильно – как при отработке идо-гейко, с соблюдением всех принципов перемещений и поворотов.

На соревнованиях

Правильное выполнение принципов базовой техники – основной критерий на соревнованиях по ката. Побеждает тот спортсмен, кто демонстрирует лучшее понимание и исполнение «школы» каратэ Киокусинкай.

Принципы базовой техники – это второй критерий в оценки ката. Этот критерий применяется, если оба спортсмена выполнили ката без ошибок по первому критерию. Спортсмен проиграет, если допустит ошибки в «тексте» или «рисунке» ката. Уровень базовой техники в этом случае уже будет не важен.

На экзамене

Цвет пояса демонстрирует глубину понимания «школы» каратэ Киокусинкай. Поэтому требования к технике на экзамене от пояса к поясу возрастают. Правильное выполнение принципов базовой техники на экзамене – это также основной критерий для оценки спортсмена, как и на соревнованиях.

Низкий уровень техники при выполнении ката означает, что ученику рано сдавать на новый пояс.

Выводы по второму этапу

Когда Масутацу Ояма создавал школу Киокусинкай, он взял некоторые ката из других стилей каратэ. Эти ката он привёл в соответствие с теми принципами, которые заложил в основу базовой техники каратэ Киокусинкай.

В других стилях каратэ те же ката, что и в Киокусинкай, выполняются по-своему. У них своё понимание ударов, блоков, стоек и перемещений. Многие названия повторяются: удар кулаком «сэйкен цуки» есть во всех школах, но мы делаем его по-своему, другие школы – по-своему.

Выучить схему ката можно за 15 минут, принципами базовой техники, или «школой» каратэ Киокусинкай можно заниматься всю жизнь. Даже простое ката – Тайкёку соно ичи – новичок и мастер будут выполнять по-разному. В процессе изучения и отработки ката этот этап занимает «львиную» долю – 60-70%. Принципы базовой техники, или «школа» Киокусинкай каратэ – это основной, главный этап в изучении ката.

Третий этап – Наполнение смыслом, или «душа» ката

Выполнение ката схоже с игрой на музыкальном инструменте. Если просто играть по нотам, мелодия будет звучать «механически», словно её исполняет компьютерная программа. В такой игре отсутствует динамика, заставляющая слушателя переживать эмоции вместе с исполнителем.

Каждое ката имеет свой темп и ритм: есть быстрые и медленные части, короткие и длинные паузы. В ката есть моменты напряжения и расслабления. Взгляд, дыхание, крик «Киай!» - все эти элементы «оживляют» ката, наполняют его смыслом.

Выполняя ката, каратист погружается в состояние медитативного транса. Его сознание полностью занято процессом, он на время «забывает» себя. Ката «оживает», обретает «душу». Недаром сложные ката начинаются с короткой медитации в стойке мусуби-дачи.

На соревнованиях

Темп, ритм и прочие элементы – это третий критерий на соревнованиях по ката. Его используют для оценки, если оба спортсмена показывают примерно равный уровень базовой техники. Побеждает спортсмен, который выполнил ката более выразительно, с большей динамикой, правильно расставил акценты.

Как бы спортсмен не старался выполнить ката выразительно, он проиграет, если уровень его базовой техники ниже, чем у соперника.

На экзамене

Выполнение ката на экзамене с динамикой и правильными акцентами – показатель хорошего уровня техники в целом.

Выводы по третьему этапу

Динамика в исполнении ката подобна прочтению стихотворения с выражением. Можно выучить «рисунок» и «текст» ката без ошибок, показать хороший уровень базовой техники, но без динамики ката будет скучно и не интересно смотреть. Ката, выполненное с выражением, «захватывает дух» зрителя, заставляет его сказать: «Вау!»

Наполнение смыслом, или «душа» ката занимает 20-30% в процессе изучения и отработки ката. Но следует помнить, что наполнять смыслом можно только устойчивую конструкцию: сначала правильные стойки, удары и блоки, потом темп и ритм.

Общие выводы

Процесс изучения ката, соревнования по ката и экзамены пояса объединены общими этапами и критериями оценок. Эти этапы последовательны, то есть работают по принципу: от первого ко второму, от второго к третьему. Сначала изучают схему ката, затем отрабатывают правильные стойки, блоки и удары, и только после этого добавляют динамику.

Масутацу Ояма писал: «Чтобы научиться выполнять ката, его нужно повторить несколько тысяч раз. Лучше делать одно ката хорошо, чем много посредственно».

Многие спортсмены поверхностно смотрят на ката и видят лишь его «оболочку»: схему перемещений в классических стойках с блоками и ударами. Это лишь «верхушка айсберга» - его десятая часть.

Тренироваться в ката можно всю жизнь, в этом прелесть каратэ Киокусинкай. Нет предела совершенству.

Николай Ардашев

тренер СК "Белый тигр"

4 марта 2021

Каратэ Киокусинкай в Липецке - логотип клуба "Белый тигр"

КИОКУШИН КАРАТЭ В ЛИПЕЦКЕ И ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ