Одним из видов тренировки в Киокушин является кихон – дословный перевод с японского: «тренировка без партнёра». С кихона начинается изучение каратэ. К нему возвращаются снова и снова в процессе становления бойца. Многие занимаются кихоном формально – только для подготовки к экзамену (кю-тесту). Некоторые же пытаются понять его смысл, докопаться до истины: чем же на самом деле является кихон и как его правильно использовать?
Рассмотрим кихон с точки зрения неких принципов, на которых строится базовая техника Киокушин каратэ. Попробуйте сфокусировать внимание во время тренировки на этих принципах, не бойтесь задавать вопрос: «Почему мы делаем именно так?» Истина откроется только тому, кто будет её искать.
1. Целостность конструкции
Вспомните или посмотрите на механические часы. Что мы видим? Какое движение мы видим? Как движутся стрелки. Чего мы не видим? Шестерёнки, которые задают движение стрелкам. Единый ли это механизм, или стрелки движутся независимо от шестерёнок, а каждая шестерёнка живёт своей отдельной жизнью? Ответ очевиден.
То же самое в каратэ. Стрелки – это наши руки и ноги. Шестерёнки – это всё наше тело.
Возьмём самый «простой» удар – сэйкен чудан цуки. Как он выполняется?
Представьте себе дерево. Ваши ноги как корни – плотно стоят на земле. Пальцами вы как будто «впиваетесь» в пол – «укореняетесь». Дерево получает питательные соки из земли. Ваша сила также рождается под ногами. Соки поднимаются вверх по стволу к ветвям. Энергия поднимается от ваших ног, усиливается в бёдрах, включаются мышцы спины, лопатка толкает вперёд руку. Руки – как ветви дерева – лёгкие, расслабленные. Соки питают листья и плоды дерева. Энергия тела вырывается наружу через две маленькие точки – сэйкен.
Энергия, о которой идёт речь – не космическая и не мистическая. Это обычная механическая кинетическая энергия (вспомните школьный курс физики).
Что будет, если соки не дойдут до ветвей дерева? Листья и плоды погибнут. Если вы не правильно используете своё тело, то не получится мощного сильного удара. Например: вы хорошо «укоренились», скрутили бедра, а спину «не включили». Сила потеряется. Удар будет «пустым». Руки в данном случае будут работать «отдельно» от тела. Как если в часах сломается даже одна шестерёнка, то стрелки будут ходить не правильно или вообще остановятся.
Напротив, если вы всё делаете правильно, энергия будет беспрепятственно перетекать, нигде не прерываясь и не теряясь, а, наоборот, усиливаясь. Как ручеёк становится бурной рекой и в конце впадает в отрытое море.
2. Баланс
Что мы обычно понимаем под словом «баланс», когда говорим о физических упражнениях? Равновесие.
В каратэ баланс – это намного больше, чем просто равновесие. В первую очередь, это устойчивость ваших стоек. Представьте, вы решили поменять лампочку или забить гвоздь, стоя на стуле с плохо прикрученными ножками. Сможете выполнить работу быстро и качественно? Нет.
Если в стойках вас «шатает» из стороны в сторону, то сильного удара у вас не будет. Если во время нанесения удара рукой или ногой ваша позиция не устойчива, вы оказываетесь не готовы к ведению боя и уязвимы для соперника. Сохранение устойчивого положения во время нанесения ударов и называется балансом в каратэ.
Если при ударах руками вы стоите на двух опорах, что позволяет сохранить хоть какой-то баланс, то при ударах ногами вы находитесь в крайне неустойчивом положении – на одной опоре. То, как быстро вы можете занять устойчивое положение после нанесения удара, и есть баланс.
Баланс также проявляется в перемещении в стойках. Каратэ не бывает без перемещений. Сохранение устойчивого положения при перемещении позволяет быстро реагировать на действия соперника.
Целостность конструкции и баланс являются основополагающими принципами Киокусинкай каратэ.
3. Вращение тела вокруг главной оси
Этот принцип – прямое продолжение принципа целостности конструкции.
Вспомните аналогию с деревом. Ноги «укореняются», тело – ствол, руки – ветви.
А теперь представьте, что вас подвесили за макушку. Так как ноги плотно стоят на месте, ваше тело будет вращаться вокруг оси от макушки до копчика. По сути, вращение происходит вокруг главной оси – вашего позвоночника. Расслабленные руки, как лёгкие ветви, будут следовать вслед за корпусом.
Как в часах - шестерёнки создают движение, а стрелки лишь подчиняются. Уж точно не наоборот.
Так и в каратэ – тело создаёт движение, руки подчиняются. Самый наглядный пример – уракен маваши учи. Его просто невозможно выполнять
"одними руками", не используя тело.
4. Вращение кулака вокруг костяшки указательного пальца
Проведите прямую линию от костяшки указательного пальца до внутреннего сгиба локтя. Это будет ось вращения вашего предплечья и кулака. Сохраняйте эту линию прямой. Не должно быть загибов кулака.
Вращая кулак вокруг этот оси, вы придадите дополнительную скорость удару или блоку и сохраните целостность конструкции.
5. Контроль центральной линии
Почти все удары в Киокусинкай, которые выполняются по направлению вперёд, наносятся строго по центральной линии. Проведите линию от переносицы до пупка и вынесите её перед собой – это и будет центральная линия.
Не допускается отклонение влево и вправо. Подумайте, когда вы едите, вы ложкой каждый раз в рот попадаете, или один раз в глаз, другой вообще мимо?
При выполнении блоков в Киокусинкай вы должны также контролировать центральную линию. Если при выполнении блока, например, сото укэ, центральная линия остаётся открытой, то блок считается неэффективным, защита в таком блоке просто отсутствует.
6. Соблюдение уровней атаки и защиты
В каратэ Киокусинкай есть 3 уровня атаки и защиты: дзёдан (верхний уровень) – шея и голова; чудан (средний уровень) – начинается сразу ниже шеи и ограничивается поясом; гедан (нижний уровень) – ниже пояса.
При выполнении базовой техники (кихона) каждому уровню соответствует лишь одна точка. Дзёдан – точка строго напротив вашего подбородка. Чудан – точка строго напротив вашего солнечного сплетения. Гедан – точка ниже пояса, расположенная максимально далеко от вас (под 45*). Это правило работает для большинства техник, например цуки.
7. Использование обеих рук при выполнении ударов и блоков руками
Этот принцип также возник из принципа целостности конструкции.
Невозможно выполнить хороший концентрированный удар одной рукой, не используя вторую. Очень важно возвращать руку в хикатэ с такой же силой и скоростью, как и сам удар. Представьте, что вы держите в руках верёвку, которую вам необходимо разорвать. Сможете ли вы это сделать, используя только одну руку? Скорее всего, нет. Если будете тянуть с равной силой и скоростью обеими руками, то верёвка наверняка разорвётся. Сохраните это ощущение «разрыва» при ударах и блоках руками.
8. Нанесение ударов за плоскость тела
Киокусинкай каратэ – силовой стиль. Цель бойца Киокусинкай – «пробить», поразить цель с одного удара. Чтобы достичь цели, нельзя останавливать руку или ногу при первом соприкосновении с телом соперника. Вы должны «пронести», «проникнуть» еще на 10-15 см.
«Визитной карточкой» каратэ Киокусинкай является тамашивари – разбивание твердых предметов: досок, льда, черепицы. Подумайте, как вы будете их разбивать. Остановите ли вы руку или ногу на поверхности, или «пронесёте» насквозь?
9. Сохранение неподвижности тела выше пояса при ударах ногами
Выполняя удары ногами в Киокусинкай каратэ, вы должны прекратить «звенеть корпусом» – нельзя показывать сопернику, что вы собираетесь бить ногами.
Повесьте на плечи по маленькому колокольчику, которые будут звенеть, если при ударах ногами вы будете отклонять корпус. Можно также взять колокольчики в каждую руку. Так вы отучитесь размахивать руками, выполняя технику ног.
10. Вынос бедра при выполнении техники ног
Принцип также основан на целостности конструкции. Аналогичен принципу вращения вокруг главной оси (который мы использовали при выполнении техники рук), с той лишь разницей, что сохраняется неподвижность корпуса выше пояса.
Выполняя удары ногами в Киокусинкай каратэ, вы должны понимать, как выносится бедро. Недостаточно просто поднимать колено.
11. Быстрый возврат ноги за счёт мышц спины
Представьте свои мышцы спины в виде пружин, которые растягиваются, когда вы поднимаете ногу. Естественно, пружины стремятся в исходное положение, то есть сжаться. Таким образом, нога возвращается в исходное положение не самостоятельно, её возвращают мышцы спины. Лучше всего вы сможете прочувствовать этот принцип, выполняя маэ кеагэ.
12. Сохранение головы на одном уровне в перемещении
Перемещаясь в стойках, вы должны держать голову на одном уровне, не поднимаясь и не опускаясь вверх-вниз. Выработайте у себя «чувство потолка» - как будто вы касаетесь головой потолка, и подняться просто нет возможности.
13. Щелчок кимоно
Если вы соблюдаете все вышеизложенные принципы, если вы не торопитесь в освоении техники каратэ, то в результате скорость ваших ударов будет непременно возрастать. В ударах появится «хлёсткость». При этом кимоно будет издавать характерный щелчок.
Важно понимать, что скорость удара является следствием наработки правильной техники. Не надо стараться выполнять «скоростные» удары, если ваша техника «хромает». Так вы только выработаете неправильные навыки, которые будет очень сложно переделать.
14. Мгновенность шага
В реальном поединке очень важно уметь перемещаться мгновенно. Если вы будете перемещаться медленно, то не сможете уйти и сблокировать удар соперника. Вы также не сможете нанести хороший удар сопернику – он легко от него защитится.
Как в предыдущем пункте со скоростью удара, скорость шага является следствием наработки правильных стоек, и, в первую очередь, баланса. Пытаясь быстро перемещаться в несбалансированных стойках, у вас, скорее всего, это даже и не получится.
15. Концентрация
Что мы понимаем под словом концентрация в каратэ? Сила удара.
Вспомните физику. Сила равна произведению массы на ускорение. Ошибочно думать, что для того, чтобы бить сильно, нужно напрягать мышцы. Излишнее напряжение создаёт «зажатость» и не позволяет бить быстро, а, следовательно, сильно.
Как мы уже выяснили, скорость удара является следствием наработки правильной техники. А что же с массой?
Какую массу тела вы будете вкладывать в удар - кулака, руки или всего тела? Какой удар будет сильнее? Конечно, удар будет сильнее, если вкладывать массу всего тела. А как её правильно вкладывать? Используя принцип целостности конструкции.
Обычно, когда мы наблюдаем, как человек выполняет кихон, такой фактор, как щелчок кимоно говорит нам о том, что человек «вкладывается» в удар, что он бьёт «с концентрацией». Поэтому наша формула такова: концентрация = правильная техника + скорость.
Если ещё раз взглянуть на все описанные здесь принципы, то можно увидеть, что почти все они имеют цель использовать все возможности человека для достижения максимально сильного удара. В этом и заключается искусство Киокусинкай каратэ.
Выучить новые удары и блоки не сложно. В каратэ Киокусинкай большое разнообразие техники, но многие удары и блоки похожи. Многие отличаются лишь использованием ударных поверхностей (сэйкен дзёдан укэ – шуто дзёдан укэ; тэцуй ороши учи – уракен ороши учи; кин гери – маэ гери).
Представьте себе айсберг – огромную глыбу льда, плавающую в океане. Над поверхностью воды мы видим лишь 1/10 его часть. 9/10 скрыто под толщей воды.
Техника рук и ног – это «верхушка» айсберга, 1/10 часть того, что скрыто в кихоне Киокусинкай каратэ.
9/10 – это базовые принципы, на которые накладывается эта техника.
Выучить всю технику можно за год, заниматься принципами можно всю жизнь. Если относиться к кихону как к технике, то он надоест ровно через год. Если открыть для себя всю глубину кихона, то каратэ становиться боевым искусством – таким же, как живопись или музыка. Вы начинаете «выстраивать» своё тело, словно скульптор. Вы можете искусно изобразить лицо: глаза, нос, рот, но если тело не пропорционально, если фигура «заваливается» на бок, если части тела не на своём месте – любой дилетант поймёт, что это ужасно.
В Киокусинкай каратэ 10 ученических поясов (кю) и 10 мастерских (Дан). На каждый пояс необходимо знать и выполнять определённое количество техники. Как мы уже выяснили, выучить её не сложно.
Во многих додзё, где занимаются Киокусинкай, на тренировках выполняют кихон выборочно сразу из программ всех поясов. Существует даже стандартная последовательность техник для отработки, которую применяют во всём мире – в среднем около 30 ударов и блоков руками и ногами. От белого до чёрного пояса – все в зале делают одно и тоже.
Чем же отличается один пояс от другого? Пониманием принципов базовой техники. Глубиной овладения этими принципами. Качеством исполнения не только техники рук и ног, а всей совокупности принципов кихона.
Мы не говорим здесь о физических кондициях и морально-волевых качествах бойца во время кумитэ (спаррингов). Можете отнести их к ещё одним принципам Киокусинкай каратэ, которые также должны возрастать от пояса к поясу.
Поединки в Киокусинкай каратэ проводятся в стойке для свободного боя – дзию камаэ. Она отличается от тех стоек, которые отрабатываются в кихоне. Все движения "на носочках", перемещения лёгкие, свободные.
Удары руками и ногами, а также блоки выглядят иначе, нежели в кихоне. Руки приходится всё время держать у головы, закрывая подбородок и рёбра. Сделать замах из подмышки или из-за головы нет возможности – есть риск пропустить удар.
Какая же в таком случае связь между кихоном и кумитэ?
Вряд ли вы будете использовать уракен или шуто в спарринге на татами. Эта техника досталась нам «в наследство» с тех времён, когда каратэ было искусством настоящих воинов. Сейчас эту технику можно использовать только в качестве самообороны или как некое искусство.
Удары в кумитэ являются производными от тех ударов, которые отрабатываются в кихоне. Но давайте вспомним, что такое техника рук и ног в каратэ? Это лишь верхушка айсберга, его 1/10 часть. 9/10 скрыто под водой – это принципы, на которых эта техника строится.
Будете ли вы держать руки у головы или делать замах из подмышек, не так важно. Важно то, как выстроено ваше тело – те самые базовые принципы. Именно это и отрабатывается в кихоне. И именно это и является основой для кумитэ – свободного поединка.
Николай Ардашев
тренер СК "Белый тигр"
15 мая 2019