Значение базовой техники в системе подготовки спортсменов

В Кёкусинкай, как и в других традиционных школах каратэ, освоение базовой и комбинационной техники осуществляется вначале без партнёра, что сохраняет значение на всех последующих ступенях обучения. Разновидностями такой формы тренировки являются традиционные формы кихона (освоение элементов базовой техники в канонических стойках), рэнраку (аналогичная отработка базовых комбинаций) и ката (освоение канонизированных комплексов комбинаций).

 

Каратэ Кёкусинкай – прежде всего боевое искусство. Оно предназначено для реальной борьбы. Что же дают традиционные формы тренировки без партнера для Будо-каратэ?

 

Кихон – это семя, из которого произрастает древо боевого искусства и одновременно его питательная среда. Суть кихона – в многократном (обычно ритмизированном) выполнении простой базовой техники, сравнимой с азбукой каратэ или его иероглифами. Впрочем, все относительно. На самом деле базовая техника сложна и по-настоящему осваивается за годы упорных тренировок.

 

Кихон – уникальный путь гармоничного развития не только техники, но также тела и духа. Со стороны технической базовые элементы лежат в основе боя, их освоение увеличивает функциональные возможности бойца. Поэтому к базовой технике постоянно возвращаются, чтобы повысить эффективность приемов в борьбе. Отработка базовой техники без партнера с полной амплитудой, силой, скоростью происходит как бы в идеальных условиях – отсутствуют помехи, сопровождающие реальные схватки (постоянные перемещения, усталость, ощущение опасности, боль и др.). В кихоне формируется некий технический эталон, к которому следует приближаться в спарринговой работе.

 

В кихоне в принципе есть все (или почти все) для формирования атлетически развитого тела. И потому что в каратэ все части тела включены в активную работу, и потому что используются различные режимы тренировки, позволяющие целенаправленно создавать весь ансамбль нужных качеств. Поэтому настоящий кихон еще более утомителен, чем спарринг.

 

Роль кихона для подготовки сознания к реальной борьбе, связанная с автоматизацией дыхательно-двигательной координации, заключается в овладении на его основе элементами активной медитации. Различные психотехнические приемы, помогающие по-настоящему овладеть базовой техникой, связаны с выработкой чувства противника и ощущения циркуляции энергии при воображаемом взаимодействии с ним (выброс энергетической волны при выполнении удара с ускорением и концентрацией, автоматический отток энергии из пространства в момент освобождения мышц с перезарядкой энергетического центра в животе и т.п.). В этом отношении кихон – «школа» активной медитации, под знаком которой развертывается бой в «дзэнских видах борьбы».

 

Существенно то, что канонизированные формы кихона позволяют достаточно подготовленному ученику совершенствоваться до значительного уровня, даже если он лишен какое-то время возможности тренироваться с партнером. Это подтверждает опыт выдающихся мастеров (в том числе и Оямы), которые длительное время тренировались одни в безлюдных местах, сочетая кихон с комплексом других традиционных методов самостоятельной работы.

 

Не менее важны методические возможности кихона, поскольку в нем заложены ключи к достаточно быстрому и уверенному овладению базовой техникой. Обучение базовой технике в форме кихона проходит определенные этапы. Вначале осваиваются правильные позиции (стойки), затем на месте выполняются технические действия. Далее контролируются правильные стойки и баланс в перемещении и правильная форма техники. Достигаемая координация всех действий позволяет постепенно увеличивать скорость, а затем силу (при сохранении формы). В конечном итоге вырабатывается автоматизм, освобождающий сознание и создающий условия для его перехода в искомые измененные состояния, необходимые для реальной борьбы.

 

Ключевые элементы кихона (стойки, базовые блоки и удары) сводят все многообразие техники к первоосновам, облегчая освоение множества производных вариантов. Кроме того, ключевые элементы выделяются с учетом их значимости для реального боя (экзотическая техника вводится тогда, когда есть хороший фундамент). Существенно то, что канонизированные стойки, блоки, удары непосредственно перерастают в боевые модификации техники. Таким образом, в школе Кёкусинкай техника свободного боя рассматривается не как нечто изолированное от базовых форм, а как имеющее с ними прямую связь и вырастающее на их основе.